Previous Entry Share Next Entry
Дивергент: мысли об образах
red4esnok

В современном кинематографе не так уж редки фильмы о постапокалиптическом мире. Далеко не все их смотрю. Больше хочется думать о том, как предотвратить приход "конца света". А с появлением новых мировых вызовов - феномен Исламского государства, гонка вооружений (уже ядерных) на Ближнем, заявления Пентагона о решимости размещения ядерных вооружений у границ России и пр., волей-неволей задумаешься о превращении Земли в ядерное горнило. Но, собственно, не это меня побудило посмотреть очередной фильм о постапокалипсисе.

Говоря про очередной фильм, я имею в виду фильм "Дивергент", выпущенный пока в двух частях (внимание! дальше могут быть спойлеры). Заставила меня посмотреть его, не надвигающийся возможный апокалипсис в реальности, как я уже сказал, а разность мнений о нем. Причем мнения оказывались в основном полярными. И скажу, что, посмотрев первую часть, я не смог не посмотреть сразу вторую часть. Поэтому речь буду вести сразу о двух частях, тем более, что обе части связаны сюжетом, а не только героями.

Пересказывать сюжет особо не буду, сразу о сути. Фильм, по-моему, очень даже концептуальный. Первое же о чем говорится в фильме, что после катастрофы планетарного масштаба было необходимо создать жестко кастовое общество для блага всех и для предовращения повторной катастрофы. Касты там назвали фракциями.


Были фракции бесстрашных (воинов), эрудитов (умников), отрешенных (отрешенных о себя), которые занимались помощью обездоленным и управлением в этом мире, а точнее в единственно обитаемом городе. И город при этом был ограничен большой стеной от остального мира. Были еще 2 касты - каста искренних (занимались судом) и дружелюбных, живших в гармонии с природой вроде как. Да, касты не были показаны иерархично. Никакая каста над другой властно не возвышалась. Все были равны и занимались каждый своим делом во благо процветания города. Но человек мог выбрать свою касту только один раз в жизни - после окончания школы, когда у него определяли предрасположенность к определенному типу людей (вроде профпригодности), но все таки самостоятельному решению давали место, не смотря на результаты теста.


Выйти из касты можно было только став изгоем всего общества. Т.е. было построено, если уж не фашистское, то протофашистское общество (здесь о фашизме я говорю, как об устройстве общества с жесткой кастовостью сверхлюдей, людей и недолюдей). Затем, конечно, мозговитые ребята (эрудиты то есть) стали стремиться захватить власть, как наиболее достойные, естественно, что по их же мнению. Вступили они в сговор с военными (то есть бесстрашными). И для того, чтобы рядовые военные не думали, а просто убивали людей из касты отрешенных, верхушка военная вживила своим подчиненным нейрочипы для передачи команд и их беспрекословного выполнения (собственно, к разговору о том, к чему могут привести технологии трансгуманистические). И от подобного развития сюжета уже начинает исходить смрадный запах настоящего фашизма.

Идем далее. Главная героиня обладала способностями нескольких каст, что делало ее дивергентом (меня пошли сразу аналогии с целостным человеком и его антиподом человеком специализированным). И такие люди объявлялись опасными для общества фракций, и уничтожались. Но героиня дала бой всем, кто хотел ее уничтожить. Нашла поддержку у других. А после долгих перипетий выяснилось, что это общество было создано людьми из какого-то другого мира (города) для появления как раз таких людей, как дивергент.

По-моему, здесь проблематизируются 2 вещи. 1 - эксперимент во благо над макросоциумами без их на то согласия. 2 - появление человека целостного в жестко специализированном (кастовом) мире.

Подведем некоторую черту по сюжету. Из необходимости создается  фашистское общество, в котором должны появиться целостные люди, которые, в свою очередь, должны принести миру благо. Ничего не смущает?

Меня смущает снова 2 вещи. 1 - необходимость и как бы безальтернативность создания фашистского общества. А как мы убедились по развитию сюжета, это приводит к тотальному контролю над каждым человеком через нейрочипы или тотальную лживую пропаганду (что тоже было в фильме). 2 - появление в этом обществе целостного человека. Ведь человек не может просто по факту своего рождения стать целостным. И развиваться целостным вопреки все тех обстоятельств, что заставляют стать его человеком-фракцией. Для того, чтобы стать полноценным  целостным человеком, необходимо не только родиться с какими-то задатками, но еще и развивать их, прикладывая усилие. Развивать другие свои грани. Этому должно способствовать все его окружение, все общество, в котором он живет. Вся государственная структура и политическое устройство должны работать на развитие в каждом человеке личности целостной и созидающей. А вопреки всему подобного не получить. Это сказка. Причем сказка вредная.

Итого. Мы имеем в этом фильме 3 мины замедленного действия.

1 мина - образ необходимости создания фашистского общества;
2 мина - образ "получения" из этого общества необходимого благого "материала";
3 мина - образ благости в проведении эксперимента над обществом.

А масс-медиа и киноиндустрия и созданы для того, чтобы создавать у нас очень определенные образы. Образы могут быть конструктивными и деструктивными. Поэтому призываю всех думать над тем, что перед вами рисуют.

А фильм вполне себе смотрибельный. И спецэффектами не перегружен, и игра актеров заставляет переживать, и есть о чем задуматься.


  • 1
BAD Comedian оставил отзыв о фильме.
Там идеологические вопросы на затрагиваются, но проблемы с логикой внутри фильма - да

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal сибирского региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

(Deleted comment)
хорошего дня и море улыбок вам)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account